Какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществили бы свои мечты, пользовались бы уважением и любовью окружающих. И каждый из них, опираясь на свое разумение, жизненный опыт, а также на знания, вынесенные из прочитанных книг, просмотренных телепередач, спектаклей, кинофильмов, в которых идет речь о лепке характеров, о становлении личности ребенка, стараются не повторить чужих ошибок и как можно лучше воспитывать собственных детей.
Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях сложились в народной педагогике. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривается, как естественный народный механизм, определяющий порядок семейного воспитания. Порядок воспитания обеспечивает определенный уклад в семье, традиции, обычаи, праздники. Ее цель подготовить ребенка к этой жизни так, чтобы она ему была «не в тягость, а в радость». И что, как ни пословицы и поговорки, сказки могут служить прекрасным средством воспитания. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании, а также методы, принципы педагогического воздействия на ребёнка.
Трудно переоценить значение хорошего морального климата в семье, отношений между супругами и их родственниками. Не случайно говорят: «Семейное согласие всего дороже», «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Семья в куче, не страшна и туча», «Дружная семья гору сдвинет». В молодые годы создание семьи связано с рождением и воспитанием детей. Дети – целый мир сложных и глубоких переживаний, делающих жизнь родителей богатой и полнокровной.
Особая роль родителям отводится в воспитании и обучении детей. Вот что говорится в высказываниях о своевременном воспитании детей: «Народила, да не научила»; «Умел дитя родить, умей и научить»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Ругай жену без детей, а детей – без людей»; «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло»; «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается». В практике сложились и используются различные методы воспитания детей: поучение, наставление, намек, включение в деятельность, пример родителей и взрослых, поощрение и наказание.
В семьях должна формироваться своеобразная система гармоничного развития личности. Народная мудрость требует от людей добра и любви, уважительного отношения.
</article>