Отчет
ГУО «Малоситнянская детский сад – базовая школа Полоцкого района» о реализации проекта за 2019/2020 учебный год
Общие данные
Учреждение образования: государственное учреждение образования «Малоситнянская детский сад – базовая школа Полоцкого района»
Тема проекта: «Школа – территория здоровья»
Сроки реализации проекта: с 01.04.2019 года по 30.06.2022 года
Руководитель проекта: Т.В. Козловская, директор учреждения образования
Консультант проекта: Л.С. Улосевич, директор ГУ «Полоцкий районный учебно-методический центр»
Количество участников (педагогов и учащихся отдельно): 16 педагогов, 40 обучающихся
Состав участников реализации проекта:
- Резкина Т.Ю. – заместитель директора по ОД
- Кучиц А.С. – учитель немецкого языка
- Слезкина Н.П. – учитель физической культуры и здоровья
- Дювбанова И.В. – воспитатель
- Красильникова А.А. – учитель начальных классов
Введение
В жизни каждого человека самое главное – это здоровье. Главный этап формирования здоровья – это детства. В последнее время статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. За период обучения в школе, состояние здоровья части детей часто ухудшается. Сохранение здоровья учащихся в настоящее время не только проблема для родителей и педагогов, но и для социума в целом.
В связи с этим среди основных задач современного образовательного процесса в учреждении образования важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.
Обучение в государственном учреждении образования «Малоситнянская детский сад – базовая школа Полоцкого района» предполагает более высокий уровень организации мероприятий по укреплению и поддержке здоровья обучающихся. Наше учреждение образования призывает обучающихся и их законных представителей к бережному отношению к своему здоровью, так как здоровье – это залог успешной личности. В едином образовательном пространстве учреждения образования главной ценностью является здоровье ребенка, его развитие, самоопределение и самореализация в обществе, формирование полноценного человека.
Актуальность данного проекта объясняется:
- необходимостью обновления педагогического процесса с целью повышения знаний обучающихся о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека;
- необходимостью формирования осознанной заботы о своем здоровье;
- в учреждении образования сложилась система работы по здоровому образу жизни: педагогами учреждения образования накоплен богатый материал по данному направлению работы;
- многообразием используемых форм индивидуальной, групповой и коллективной работы на уроках и во внеурочное время в разных их сочетаниях;
- наличием внешней поддержки (управление по образованию Полоцкого райисполкома);
- наличием межведомственного сотрудничества (Малоситнянский ФАП, Полоцкая детская поликлиника).
Цель проекта: создание здоровьесберегающей модели учреждения образования, предполагающей формирование культуры здорового образа жизни и создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Задачи проекта:
- создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- формирование у педагогов учреждения образования готовности к внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, сохраняющих и укрепляющих здоровье обучающихся;
- разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучающихся в учреждении образования;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы для формирования культуры здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей:
- выявление организационно-педагогических условий эффективного внедрения проекта в условиях учреждения образования и прогнозирование возможных рисков;
- аккумулирование итогов внедрения проекта в методических рекомендациях.
Система управления реализацией проектом в учреждении образования
Управление реализацией проекта осуществляется директором учреждения образования и заместителем директора по основной деятельности. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение.
Итоги деятельности по реализации проекта представляются общественности, пропагандируются СМИ, выставляются на сайте учреждения образования.
Эффективность условий реализации проекта
На основе диагностики «Уровень готовности педагогического коллектива к участию в проекте» выявлено, что педагоги обладают нужными личностными и профессиональными качествами, позволяющими осуществлять исследовательскую деятельность, владеют навыками и приемами управления и самоуправления. Главным мотивом включения педагогов в исследовательскую деятельность стала возможность проявить самостоятельность, творчество и ответственность.
Также на апробационном этапе реализации проекта была составлена карта оценки эффективности реализации проета «Школа – территория здоровья», в ходе которой для обучающихся и законных представителей были предложены анкеты по изучению мотивации обучающихся к сохранению здоровья. Анализ данных анкет позволил выйти учреждению образования по реализации проекта на аппробационный уровень.
Научно-методическое сопровождение проекта осуществляется заместителем директора по основной деятельности Резкиной Т.Ю.
Материально-техническая база учреждения образования позволяет качественно организовать работу по формированию здорового образа жизни обучающихся. В учреждении имеется спортивный зал, необходимое спортивное оборудования и спортивный инвентарь, который ежегодно пополняется, стадион, столовая, плакаты для проведения гимнастики для глаз. В текущем учебном году учреждением образования в полной мере реализованы санитарно-гигиенические требования к естественному и искусственному освещению учреждения образования в соответствии с ТНПА, во все кабинеты начальных классов приобретены ученические конторки. Создано единое информационно-образовательное пространство: в учреждении образования функционирует школьный сайт, на его страницах посетители могут ознакомиться с различными сторонами школьной жизни. На сайте имеется раздел «проект «Школа – территория здоровья»». В этом разделе размещена вся информация по данному проекту.
Методическая работа строилась на основе принципа непрерывного образования (самообразование, система методической работы, повышение квалификации педагогов). В основе системы методической работы по формированию и развитию навыков здорового образа жизни обучающихся лежит основополагающий принцип непрерывного профессионального образования педагогов.
На апробационном этапе реализации проекта администрация и педагоги учреждения образования (79%), задействованные в реализации творческого (исследовательского) проекта, приняли участие в проблемном семинаре «Панорама форм и методов здоровьесберегающих технологий» и педагогическом совете «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды учреждения образования» на базе учреждения образования.
Взаимодействие с консультантом проекта Улосевич Л.С. позволило обеспечить реализацию проекта на научной концептуальной основе. Разработанные механизмы взаимодействия позволили на более высоком уровне осуществлять исследовательскую деятельность в учреждении образования.
Согласно календарному плану были проведены следующие мероприятия: инструктивно-методическое совещание с коллективом учреждения образования «Нормативное правовое обеспечение исследовательской деятельности учреждения образования Республики Беларусь» (заместитель директора по ОД Резкина Т.Ю.), индивидуальные консультации по вопросам разработки диагностического материала (консультант проекта Улосевич Л.С.), проблемный семинар «Панорама форм и методов здоровьесберегающих технологий» и педагогический совет «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды учреждения образования» на базе учреждения образования (заместитель директора по ОД Резкина Т.Ю.), оснащение рекреации учреждения образования спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности обучающихся во время перерывов (создание уголка «Шашки и шахматы»; нанесение рисунка на половое покрытие коридора первого этажа для двигательной игры «Классики»).
Психолого-педагогическое сопровождение творческой (исследовательской) деятельности было организовано в соответствии с планом и включало диагностику подготовительного этапа реализации проекта: изучение степени сформированности у обучающихся установки на сохранение здоровья. Диагностика по выявлению степени сформированности у обучающихся установки на сохранение здоровья показало, что 79,4% обучающихся хотели укрепить и улучшить свое здоровье.
Выполнение плана реализации проекта
Деятельность исследовательской площадки направлена на реализацию стратегической цели учреждения образования – создание оптимальной модели общеобразовательной среды , способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья обучающихся путем обновления структуры и содержания образования.
В результате реализации проекта составлен алгоритм проведения мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья обучающихся; внедрены модели индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов обучающихся.
В рамках реализации творческого (исследовательского) проекта всеми педагогами, участниками проекта, были определены проблемные аспекты и проведены педагогические исследования.
Все запланированные мероприятия на апробационном этапе выполнены в текущем учебном году в полном объеме.
Результаты деятельности
В процессе работы над проектом «Школа – территория здоровья» сделано следующее:
- активизировалось участие обучающихся в спортивных мероприятиях различного уровня;
- сформирована исследовательская культура педагогов за счет широкого внедрения технологии построения индивидуального здоровьесберегающего маршрута;
- активизирована работа по накоплению банка методических и дидактических материалов;
- создана база педагогических ресурсов за счет наращивания знаний, связанных с организацией деятельности по здоровому образу жизни.
По ходу реализации апробационного этапа исследовательской работы отмечаются положительные изменения:
*Для учащихся:
- улучшение здоровья обучающихся по данным самооценки;
- высокий уровень информированности обучающихся о факторах риска, влияющих на здоровье;
- сформированность у обучающихся установки на сохранение здоровья.
*Для педагогов:
- повышение качества профессиональных компетенций;
- расширение сферы сотрудничества с образовательными учреждениями, партнерами, заинтересованными организациями;
- повышение квалификации педагогов учреждения образования.
Демонстрация и трансляция опыта
Внедрение проекта на апробационном этапе позволило при комплексной поддержке педагогов реализовать различные подходы трансляции передового опыта по формированию здорового образа жизни обучающихся.
На данном этапе педагогами учреждения образования собрана информация для пополнения методической базы по творческому (исследовательскому) проекту. Для обучающихся учреждения образования создан оптимальный двигательный режим: музыкальные физкультминутки, флешмобы на перерывах между учебными занятиями, оснащение рекреации уголка «Шашки и шахматы», создание на коридоре первого этажа двигательной игры «Классики».
Заключение
Реализация творческого (исследовательского) проекта имеет большое значение для формирования здоровой личности обучающегося, которая в дальнейшем сможет реализовать себя как полноценный человек.
Коллектив убедился в правильности направления деятельности при реализации проекта. Работа на данном этапе показала высокую мотивированность и заинтересованность обучающихся и их законных представителей в формировании здоровой и всесторонне развитой личности.
Реализация творческого (исследовательского) проекта показала повышение уровня мотивации педагогов и обучающихся учреждения образования по внедрению здоровьесберегающих технологий. Отмечается повышение управленческой и исследовательских компетенций, прослеживается положительная динамика профессионального роста педагогов, задействованных в реализации проекта.
Исходя из анализа проделанной работы, можно констатировать: поставленные задачи на апробационном этапе перед учреждением образования реализовываются в полной мере.
Рекомендации
- Предоставить справку о результатах реализации творческого (исследовательского) проекта «Школа – территория здоровья» в управление по образованию Полоцкого райисполкома
Май, 2020год заместитель директора по ОД Резкина Т.Ю.