Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информация для педагогов. Консультации, памятки, рекомендации

Дата: 25 декабря 2018 в 23:56, Обновлено 27 декабря 2018 в 11:20

Как подготовить и провести занятие с воспитанниками

Подготовка и организация занятия

Основной целью дошкольного образования на современном этапе становится всестороннее развитие ребёнка, которое задаётся государственным стандартом в соответствии с потенциальными возрастными особенностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Образовательный процесс играет важную роль в ознакомлении дошкольников с системой элементарных знаний, в формировании умений и навыков, предусмотренной учебной программой дошкольного образования.

В процессе организации специально организованной деятельности с воспитанниками осуществляется последовательное сообщение им новых знаний, уточнение и систематизация накопленных ими представлений, развитие познавательных процессов и мыслительной активности детей.

Образовательный процесс - процесс двусторонний: наблюдая специально организованную деятельность, важно оценивать и обучающую деятельность воспитателя, его воздействие на детей и их ответную реакцию, качество проведения вида специально организованной деятельности.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса.

Специально организованная деятельность оказывает разностороннее влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей. Поэтому важная задача наблюдений за организацией образовательного процесса, проведением специально организованной деятельности - выявление воспитательного, общеразвивающего воздействия на детей (развитие наблюдательности, сообразительности, умственной, речевой и двигательной активности, самостоятельности, творческой инициативы).

Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении.

Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:

  1. хорошее знание программы;
  2. владение методикой обучения;
  3. знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.

В зависимости от дидактических целей, видов специально организованной деятельности занятия подразделяются:

  • по сообщению новых знаний;
  • по закреплению и систематизации накопленного материала (беседы);
  • комплексные (на сообщение новых знаний и закрепление знаний; когда сочетаются различные виды деятельности детей).
  • учётно-контрольные (могут проводиться в конце квартала, года);

При анализе занятия следует рассматривать (учитывая вид специально организованной деятельности):

  1. организацию занятия;
  2. программное содержание;
  3. методику проведения занятия;
  4. результаты занятия (знания, умения, навыки поведения детей).

Подготовка воспитателя к занятию включает:

  1. Планирование занятия:
  • определение программного содержания (в соответствии с темой занятия);
  • выбор методов и приёмов обучения;
  • предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой дошкольного образования, работа с методической литературой).
    1. Подготовка оборудования, подбор дидактического материала

(оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).

3. Подготовка детей к занятию.

Дидактические требования к проведению занятия:

  1. Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)
  2. Решение образовательной, развивающей и воспитательных задач.
  3. Выбор методов и приёмов обучения.
  4. Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.
  5. Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).
  6. Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебной программы.
  7. Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.
  8. Творческий характер занятия.

Гигиенические требования к проведению занятия:

  1. Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.
  2. Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.
  3. Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.
  4. Смена поз детей в течение занятия.
  5. Чередование различных видов деятельности на занятии.
  6. Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)

 

    КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ?

Памятка для воспитателя

Основные принципы подготовки к занятию:

  1. актуальность 2. доступность, 3. научность, т.е. современные требования, 4. связь с жизнью

Основные требования подготовки к занятию:

  1. дифференцированный подход
  2. системность обучения
  3. в структуре: возможность самостоятельно добывать знания

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

  1. Четко определить и сформулировать тему.
  2. Определить место темы в плане образовательной работы.
  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

(обязательное наличие новизны!)

  1. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.
  2.   Определение целей задач.

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

  1. Планирование учебного материала
  2. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  3. Подобрать задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала,
  • воспроизведение, применение ПУН (представлений, умений и навыков детей) в знакомой и незнакомой ситуации,
  • творческий подход к заданию.
  1. Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
    Составить три набора заданий:
  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала
  1.   Продумывание «изюминки» занятия.

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для младшей или старшей группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V.Группировка отработанного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отработанным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет познавательную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI.  Планирование наблюдений за деятельностью детей
Продумать:

  • что наблюдать,
  • как наблюдать,
  • как использовать результаты наблюдений.

Не забывать: чем чаще осуществляется целенаправленное наблюдение за работой всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

VII.  Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли имеет эстетичный вид и работает.

 

   СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА.

  1. Титульный лист: название учреждения, тема, вид занятия, возраст детей, кто подготовил.
  2. Программное содержание: обучающая, развивающая и воспитывающая задачи.
  3. Словарная работа.
  4. Методические приёмы: наглядные, словесные, практические.
  5. Материал: демонстрационный и раздаточный.
  6. Предварительная работа.
  7. Организация детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  8. План хода занятия.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

  1. Вводная часть. Цель: заинтересовать детей, собрать их внимание, создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к восприятию основного материала.

Приёмы: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, игровой приём (пальчиковая игра, звукоподражание, имитация), рассказывание малых фольклорных жанров.

  1. Основная часть. Цель: решить намеченные программные задачи. Методы и приёмы: - словесный (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихов, фольклорных произведений, вопрос, уточнение, диалог, напоминание, поправка); - наглядный (наблюдение, рассматривание предметов, картин, картинок, иллюстраций, инсценировка, показ способа действия); - практический (игра, обследование предметов, практические упражнения на овладение функциями предметов и действий с ними, элементарное экспериментирование).
  2. Заключительная часть. Цель: эмоционально и логически закончить занятие, закрепить полученные знания.

Методы и приёмы: игра (дидактическая, развивающая, подвижная, сюжетно-ролевая, пальчиковая, игра-забава, музыкально-дидактическая), рассматривание иллюстраций.

Критерии оценки занятия

Создание условий

  1. санитарно-гигиенические условия
  2. материал и пособия
  3. организация пространства

Соответствие программного содержания занятия возрасту детей

Выполнение триединой дидактической задачи (обучающей, развивающей, воспитательной)

Соответствие содержания занятия структуре занятия

Здоровьесберегающий подход

    1. безопасность
    2. длительность
    3. смена поз детей
    4. использование физкультминуток
    5. интеграция разных видов деятельности
    6. взаимодействие педагога с детьми

Реализация индивидуально - дифференцированного подхода к детям*

Реализация личностно-ориентированного подхода

Эффективность, используемых методов и приёмов

    1. разнообразие приёмов
    2. приёмы привлечения внимания*
    3. приёмы активизации мышления

Коррекция хода занятия с учётом обратной связи

Взаимодействие педагога с детьми (партнёрские отношения)

Поведение детей на занятии

    1. интерес
    2. активность*
    3. работоспособность

Реализация программного содержания

Использование разнообразных форм организации детей на занятии

(в парах, коллективно, индивидуально, по подгруппам)

* индивидуальный подход – учёт темперамента, характера и способностей

* дифференцированный подход – учёт возраста детей, уровня развития (обученности), пола ребёнка

*приёмы привлечения внимания: смена интонации голоса, сюрпризный момент, чёткие словесные инструкции, обращение лично к каждому

*активность – обеспечение высокой речевой и познавательной активности ребёнка; обеспечение оптимальной умственной нагрузки

Организация прогулки с дошкольниками

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение,  улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение  прогулки в первой половине дня и во второй половине дня.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

В холодный период года  прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день.

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется распорядком дня. Запретом для прогулок являются показания в соответствии с санитарными нормами.

 В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 

Структура прогулки: (традиционная)

1.​ Наблюдение.

2.​ Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.​ Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.​ Труд детей на участке.

5.​ Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

- Живая природа: растения и животные;

- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

- Труд взрослых.

Виды наблюдения:

  • ​ Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • ​ Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших  – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей  группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Прогулку можно провести совместно с детьми другой группы, поиграв в различные игры, прогулки на различные темы «В гости к муравью», «Березовая прогулка» (знакомство с березой, игры) и другие.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит:из дидактической задачи, содержания,правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

опираться на уже имеющиеся у детей знания;

- задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

- конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

  • ​ Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  • ​ Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе специально организованной деятельности, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 6 лет.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • ​ Индивидуальные трудовые поручения;
  • ​ Работа в группах;
  • ​ Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

 Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю учреждения, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

  • ​ Оставлять детей одних, без присмотра.
  • ​ Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Инструкция проведения прогулок в детском саду.

1.​ Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.​ Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3.​ Составьте  план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4.​ Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5.​ Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6.​ При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

7.​ Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.

    

  

Применение динамических музыкальных пауз в течение дня

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

«Обезьяна» - подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Евдокия Ильинична». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Евдокия Ильинична». «Доброе утро, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Остановлюсь на массаже пальцев и кистей рук.

Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. «Две сороконожки». Игры-массажи «Собираемся на бал» для девочек 4-6 лет, для мальчиков «Собираемся на охоту». Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев (мальчик-пальчик).

«Вот помощники мои»

Пальцы встали дружно в ряд,

 Десять маленьких ребят.

 Эти два всему указка

 Всё подскажут без подсказки.

 Пальцы – два середничка,

 Два здоровых добрячка.

Ну а эти безымянны

 Молчуны, всегда упрямы.

 Два мизинца-коротышки

 Непоседы и плутишки.

 Пальцы главные средь них

 Два больших и удалых.

Мальчик-пальчик, где ты был?

 С этим братцем суп варил,

 С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел.

Эти стихотворения можно использовать как познавательное – помощь детям запомнить как и какой пальчик называется.

Массаж пальцев начиная с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей разными шариками.

Массаж шестигранными карандашами.

Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.

Массаж лица проводится с детьми с 5 лет (ст.гр) или профилактические мероприятия против гриппа и ОРЗ. Десять точек на лице и шее – 10 пальцев.

Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.

Благотворное влияние физических упражнений в сочетании с художественным словом многократно усваивается.

Выйди, выйди солнышко

 Мы посеем зёрнышко

 Скоро вырастет росток

 Потянется на запад

Потянется на восток

 Перекинется мосток

 Мы по мостику пойдём

 В гости к солнышку придём!

Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.

Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Динамические паузы «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

Игры в уголке валеологии: «Классики», «Лабиринт», «Шатистика».

Ходьба спиной вперёд очень хорошо развивает координацию движений.

Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой,

 А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

 Антошка на цыпочках двигался к дому,

 Теперь повернёмся, пойдём по другому.

 На пяткой за кошкой плетётся Антошка,

 За бедным цыплёнком усталая кошка.

 Цыплёнок от страха забрался в корзину,

 Сердитая кошка выгнула спину.

Сухое умывание:

Потереть руки,

 Умыть лицо.

 По середине головы расчесались руками,

 Брови пощипали,

 Крылья оса погладили указательными пальцами.

 Потереть сверху и снизу губ указательными пальцами.

 Потереть мочки ушей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.